Фрагмент для ознакомления
2
Роль педагога при организации обеспечения безопасности при проведении экскурсий и выездных занятий велика.
Во главу угла своей деятельности по обеспечению безопасности, педагог должен поставить действия, которые направлены на изучение с подростками правил по безопасности.
Форму и метод проведения такого мероприятия педагог может выбрать самостоятельно. При этом он должен учесть факт, что обучаемые должны понять правила безопасности и уяснить порядок своих действий при этом.
Для того, чтобы ученики успешно усвоили правила и порядок своих действий, педагог должен сам строго соблюдать эти правила при проведении учебно-воспитательного процесса.
Свою деятельность по данной проблеме, педагог должен строить в тесном взаимодействии с руководством учебного заведения и семьей, в которой находится ученик вне стен учебного заведения.
С этой целью, педагог должен проинформировать родителей ученика о необходимости взаимодействия.
Для достижения необходимого результата, педагог должен своевременно вносить предложения по улучшению этого образовательного процесса. И здесь немаловажную роль играет ознакомление с опытом других преподавателей по данной проблеме.
В этом случае, основная роль отводится администрации учебного заведения, которая также заинтересована в качестве этого учебного процесса.
Не должен педагог забывать и о такой простой форме занятия как инструктаж по правилам техники безопасности при проведении различного рода занятий.
Для того, чтобы педагог мог отчитаться о проведенном мероприятии, в классном журнале или журнале регистрации инструктажа делается соответствующая запись.
Прежде чем организовывать с учениками какой-либо экскурсии или выездного занятия, педагог должен организовать изучение правил дорожного движения учениками.
С этой целью, можно привлечь сотрудника ГИБДД для проведения такого занятия.
Ребенок в процессе следования на экскурсию или на выездное занятие непредсказуем. Автомобильный транспорт нецелесообразно использовать, если музей, в который педагог организовывает экскурсию, находится на небольшом расстоянии от учебного заведения.
Поэтому ученики будут передвигаться к музею в условиях городской среды, которая несет в себе определенную опасность.
Не должен забывать педагог и о том, что контролировать детей при передвижении в городской среде не позволит это сделать в одиночку.
Поэтому, такое занятие или экскурсия должны быть организованы с таким расчетом, чтобы была возможность устойчивого контроля за учениками. А это может быть достигнуто только при наличии еще, как минимум, одного преподавателя или представителя родительского комитета класса или школы.
Для достижения положительного результата, педагог должен воспитать у учеников чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения на экскурсиях и в условиях городской среды.
При этом, педагог не должен забывать о том, что он несет личную и уголовную ответственность за сохранение жизни и здоровья учеников в ходе воспитательного процесса и во время проведения экскурсий и выездных занятий.
Ввиду того, что такие мероприятия организуются и проводятся вне стен учебного заведения, где есть медицинский работник, педагог должен обладать знаниями и навыками оказания первой медицинской помощи, если необходимость в такой наступит.
При организации экскурсий и выездных занятий, существуют различные инструкции не только для самого педагога-организатора такого мероприятия, но и для тех лиц. Кто осуществляет помощь педагогу в проведении данного мероприятия.
Но я хотел бы остановиться на общих требованиях и роли педагога.
В первую очередь, в период подготовки выездного занятия, педагог должен объяснить ученикам опасные факторы, которые могут возникнуть при проведении такого занятия.
К таким факторам можно отнести:
- самовольное изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
- травмирование ног при неправильном подборе обуви, пере-движение без обуви, а также без брюк или чулок, укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;
- отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
- заражение желудочно-кишечными болезнями при употребле¬нии воды из непроверенных открытых водоемов.
Все эти факторы, педагог должен подробно разобрать с учениками в период подготовки к такому занятию.
Непосредственно перед проведением такого занятия, педагог должен провести совместно с медиком учебного заведения медицинский осмотр учеников. А в ходе самого мероприятия, педагог или его помощник, должны иметь аптечку для оказания первой медицинской помощи.
Выездные занятия могут иметь различные формы проведения. Для успешного проведения такого мероприятия, педагог может организовать не просто занятие, а туристический поход с учениками, который организуется в тесном взаимодействии с администрацией учебного заведения, а также с помощью педагога по физическому воспитанию.
Туризм является своеобразным видом спорта, и требует от участников общей выносливости в первую очередь, ну и конечно же соблюдение определенных правил безопасности.
В любом походе может возникнуть нестандартная ситуация, от которой может быть зависима жизнь ученика, а преодоление таких ситуаций, требует наличие определенных знаний, умений и навыков.
Все походы могут быть разделены на категории сложности. Без специальных навыков и умений пройти маршрут будет сложно.
Поэтому для того, чтобы принять участие в походах с определенным уровнем сложности, требует от участников похода специальной тренировки на полигоне подготовки.
В туризме, также как и в спорте, необходимо организовать тренировочный процесс, в ходе которого моделируются на учебном полигоне нестандартные ситуации, которые под присмотром опытных инструкторов проходят будущие участники похода.
При этом, процесс тренировок должен проходить по принципу «от простого- к сложному». Затем, нагрузки постепенно необходимо снижать.
В связи с этим, при планировании нагрузки на маршруте, необходимо на последнем этапе маршрута исключить сложные препятствия, прохождение которых связано с наибольшими усилиями.
Говоря простым языком, тренировочный процесс в туризме должен создать оптимальные условия для адаптации организма туриста к предельным нагрузкам, которые могут иметь место в реальном походе.
Главное место в этом процессе принадлежит тренеру или педагогу по физическому воспитанию, который должен подготовить учеников к любым неожиданностям на маршруте, привить ученикам необходимые навыки и умения, которыми он сможет воспользоваться в реальном походе.
А задача, которая стоит перед учеником в период тренировок – проявить сознательность и активность при тренировках.
Только при тесной совместной работе тренера, педагога и ученика, можно эффективно управлять процессом тренировок, и позволит достичь необходимых результатов.
Необходимо помнить, что не подготовленному ученику делать на маршруте нечего, это может привести к нарушениям техники безопасности и различного рода травмам.
В силу объективных обстоятельств, ученики могут проводить тренировки самостоятельно, или под руководством тренеров-общественников, которые могут иметь подготовку и опыт в этой сфере деятельности, или же при непосредственном участии педагогов физического воспитания и классного руководителя.
Не стоит забывать и о том, что спортсмен того или иного вида спорта не может в полном объеме и правильно подготовить туриста к походу. Поэтому для этих целей необходимо отбирать только специально подготовленных людей, имеющих соответствующее образование.
Важно, также, чтобы тренер или педагог физического воспитания, стал непосредственным руководителем похода, так как в процессе подготовки он может познакомиться с будущими туристами и сделать первую оценку возможностей как отдельно взятого туриста, так и группы в целом. Чем лучше тренер сможет подготовить каждого туриста и всю группу в целом, тем легче будет проходить непосредственный маршрут.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/
3. Требования СанПиН по организации питания школьников https://s20mil.ru/upload/iblock/54b/92sjj3ans5qza8yalefni622azllmn4p.pdf
4. Абанкина Т.В. Источники привлечения средств в культурные некоммерческие проекты (фандрайзинг). Справочник руководителя учреждения культуры. - М.: 2012. - 145 с.
5. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 76 с.
6. Алексеев-Яковлев А.Я. Музыкальные фестивали. - М.: Веха, 2015. - 12 с. Амелин Ю. Н., Пустовойтов В. Н. Церковные праздники и обряды. - Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2012. - 112 с.
7. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М.: Проспект, 2013. - 56 с. Артемова Т. Православный народный календарь. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2012. - 98 с.
8. Барабаш Г.П. Организация музыкальных праздников. - М.: Знание, 2009. - 34 с.
9. Барри Шейла Энн. Лучшие игры для вечеринки / Пер. с англ. В. Л. Кашникова. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 87 с.
10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 2010. - 83 с.
11. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. - Алма-Ата, 2011. - 41 с. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. - Красноярск, 2010. - 20 с.
12. Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социо-культурной сферы. СПб., 2012. - 61 с.
13. Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс: Принципы и политика: Перевод с английского - Изд.: «ЮНИТИ», 2009. - 90 с.
14. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М.: 2010. - 65 с.
15. Борисов Б.Л. Технология рекламы и ПР: Учебное пособие / Б.Л. Борисов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. - 29 с.
16. Васильев К.Р. Организация фестивалей. - М.: Веха, 2009. - 37 с.
17. Вершковский Э. В. Режиссура массовых клубных представлений. Л., 2012. - 30 с.
18. Весин Д.К. Праздник: организация и проведение. - М.: Наука, 2011. - 89 с.
19. Воловик В.А. Организация праздников; Сюрпризы и приколы; Игры на любой вкус. - М.: АСТ, Астрель, 2013. - 240 с.
20. Волчук С. Корпоративный праздник. Организация: шаг за шагом. - СПб.: Питер, 2012. - 129 с.
21. Габчук Е. А. А у нас сегодня праздник. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 67 с.
22. Гайдук Т.А. Организация праздничных мероприятий. - М.: ОРИГО, 2009. - 122 с.
23. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 2009. - 67 с. Герасимов С.В. Массовые праздники в политических и бизнес. СПб.: «Инфо-да», 2010. - 82 с.
24. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 2010. - 67 с.
25. Гоник М. М. Студенческая вечеринка. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 89 с.
26. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в семье. - М.: Рольф, 2010. - 30 с.
27. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. - Новосибирск: Тигра, 2012. - 70 с.
28. Волович В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации.; Москва:
Знание, 1990. 190 с. -Текст: Электронный.
29. Волчук С. Площадка праздника. // Праздник. - 2013. - №5. - C. 16.
30. Герасимов С.В. Массовый праздник как специальное событие и повод для новостей.//Вестник молодых ученых. Выпуск №1(2014) - СПб.: Издательско-полиграфический центр СПБГУТД, С. 96.
31. Герасимов С.В. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности./ Современные аспекты экономики № 19(86) - //СПб.: «Инфо-да», 2014. С. 34.
32. Герасимов С.В. Массовый праздник как специальное событие.// Российская культура глазами молодых ученых № 16 - /СПб.: КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС, 2014, С. 36.
33. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. - М.: Феникс, 2007.
34. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. - М.: АРКСТИ, 2003.
35. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечение, профилактика. - М.: Аист, 2005.
36. Соловьев С. С. Безопасный отдых и туризм .; Москва: Academia,
2014. – 288 c. - Текст: Электронный.
37. Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни. Инновационные проекты и программы в образовании. №3.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sostoyaniigotovnosti-podrostkov-k-bezopasnomu-povedeniyu-v-povsednevnoy-zhizni-1 (дата обращения: 22.09.2019)